Сектор общественного питания РФ по итогам 2022 года демонстрирует рост

Количество объектов общественного питания выросло на 0,7% по итогам 2022 года. Рассматривая динамику объектов общественного питания в постпандемийный период 2020-2022 гг., следует отметить, что рост составил 2%. Количество столовых и закусочных увеличились на 3,8%, также как и количество ресторанов, кафе и баров. На 2,8% сократилось число объектов общепита, обслуживающего учебные заведения, предприятия и организации.

При этом по всем объектам общественного питания за трехлетний период отмечаются сокращения посадочных мест:

  • столовых, закусочных: (-5,6%);
  • столовых на балансе государственных и коммерческих организаций: (-2,8%);
  • ресторанов, кафе, баров: (-2,8%).

Также отмечается уменьшение обслуживаемых площадей столовых, закусочных на 2,3%; столовых на балансе государственных и коммерческих организаций: на 2,8%; ресторанов, кафе, баров на 4,2%.

Данные факторы могут говорить об оптимизации и стремлению к снижению издержек организациями общественного питания. Подробнее информация представлена в табл.1.

Табл.1. Сведения о наличии объектов общественного питания в РФ в 2020-2022 гг.

(на 31 декабря)

Годы Столовые, закусочные Столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий Рестораны, кафе, бары
кол-во,

единиц

в них мест площадь зала обслуживания кол-во,

единиц

в них мест площадь зала обслуживания кол-во,

единиц

в них мест площадь зала обслуживания
2020 33 544 1 023 957 2 213 112 63 057 5 277 468 7 853 208 89 735 4 559 298 11 097 437
2021 33 683 975 251 2 185 332 63 396 5 314 420 7 923 679 91 748 4 590 432 11 140 075
2022 34 825 966 879 2 162 653 62 227 5 127 317 7 635 077 93 147 4 431 568 10 634 218
Темп роста

2022/

2020, %

103,8 94,4 97,7 98,7 97,2 97,2 103,8 97,2 95,8

Источник: ЕМИСС

Оборот общественного питания за период 2020-2022 гг., увеличился на 57,7% в натуральном выражении. В сопоставимых ценах в 2022 году оборот увеличился на 4,7% по отношению к 2021 году (рис.2).

Рис.2. Оборот общественного питания в РФ в 2020-2022 гг.

Источник: ЕМИСС

 

В структуре общественного питания на долю ресторанов, кафе и баров приходится 49% от всех организаций по итогам 2022 года. На долю столовых и закусочных приходится 18% (рис.3). В целом, за период 2020-2022 гг., не отмечается существенных изменений в процентном соотношении долей, занимаемых различными видами объектов на рынке общепита.

Рис.3. Структура сектора общественного питания России в 2022 году, %

Источник: ЕМИСС

Согласно данным на январь каждого года, средние цены на типовые услуги сектора общественного питания за период 2020-2022 гг., изменились следующим образом:

  • цена на сэндвич типа «Гамбургер» выросла на 32,7%;
  • цена чашки кофе выросла на 20,9%;
  • стоимость обеда в столовой, кафе, закусочной увеличилась на 30,6%;
  • стоимость обеда в ресторане на 1 человека увеличилась на 24,6%;
  • стоимость ужина в ресторане на 1 человека увеличилась на 10,8%.

Таким образом, отмечается наибольшее увеличение средней цены на базовый продукт сетей фастфуда, что связано с уходом и продажей зарубежными сетями своих точек питания в РФ в 2022 году, что повлекло за собой нарушение производственных и логистических цепочек, формирования собственных стандартов обслуживания, а вместе с тем и увеличения цен (рис.4).

Рис.4. Средние потребительские цены на услуги общественного питания в РФ

в 2020-2023 гг. (январь), рублей

Источник: ЕМИСС

На ближайшие годы сектору общественного питания необходимо будет балансировать между удержанием на приемлемом уровне цен и сохранением рентабельности своей деятельности. Негативным фактором для развития будет являться снижение реальных доходов населения, а позитивным, увеличение внутреннего туризма, что повлечет за собой дополнительный приток населения в летние периоды в объекты общественного питания отечественных сетей и организаций.