Рынок велосипедов Китая 2021-2023, перспективы развития до 2027 г.

Велосипедная история Китая отражает социальные и экономические сдвиги в стране. В конце 1800-х годов велосипеды прибыли в Китай и завоевали расположение городской элиты. Однако только в 1949 году они стали символом прогресса рабочего класса с возникновением Коммунистической партии Китая.

Первоначальный пятилетний план (1953-1957) устанавливал амбициозные цели по увеличению производства велосипедов на 60%, в результате чего к 1958 году парк велосипедов в Китае достиг одного миллиона. Велосипеды даже стали частью элитного «брачного пакета». 1980-е и 1990-е годы ознаменовались велосипедным бумом, благодаря которому Китай получил прозвище «царство велосипедов».

Тем не менее, по мере роста доходов и урбанизации, автомобили взяли верх, превратив Китай в мирового автомобильного гиганта. Однако в 2010-х годах стартапы по совместному использованию велосипедов решили проблемы городских заторов и окружающей среды, что ознаменовало возрождение велосипедов.

Сегодня велосипед стал доминирующим видом транспорта для китайских потребителей. Когда респондентов профильного опроса спросили о предпочтительном виде транспорта, езда на велосипеде оказалась лучшим выбором: впечатляющие 44,3% респондентов выбрали езду на велосипеде.

 

В 2023 году рынок велосипедов в Китае достиг 222 миллиардов юаней (приблизительно 31,1 миллиарда долларов США). Ожидается, что в ближайшие годы эта стоимость будет стабильно расти, среднегодовой темп роста составит 4,9% и достигнет 265,7 миллиардов юаней. (37,19 млрд. долларов США) в 2027 году.

 

Рис.1. Рынок велосипедов КНР, динамика и прогноз, млрд. долл.

Источник данных: Daxue Consulting

 

Китай также укрепил статус страны как крупнейшего в мире центра производства и экспорта велосипедов. Пандемия COVID-19 вызвала резкий рост спроса на велосипеды как внутри страны, так и за рубежом, подняв велосипедную индустрию Китая на новый уровень. Во время крупнейшей выставки велосипедной индустрии в Шанхае в 2021 году Китайская велосипедная ассоциация и представители отрасли подсчитали, что на долю страны в настоящее время приходится значительная 60% доля мировой международной торговли велосипедами

 

В 2022 году большинство пользователей велосипедов в Китае находились в возрастной группе от 27 до 39 лет, что составляло примечательные 62,2% от всей демографической группы потребителей велосипедов в стране. Когда их спросили о мотивах, побуждающих китайских потребителей заниматься ездой на велосипеде, всплыли три основные цели: фитнес, транспорт и защита окружающей среды.

 

Велосипеды — это не только транспорт и здоровье, это также сообщество и образ жизни

 

Велосипеды приобрели популярность в Китае по разным причинам. Пандемия COVID-19 привела к закрытию фитнес-центров и спортивных залов, что побудило людей искать альтернативы на открытом воздухе, которыми можно было заниматься индивидуально или в небольших группах, соблюдая при этом ограничения. Следовательно, многие люди обратились к езде на велосипеде как к занятию, заботящемуся о своем здоровье и социально отстраненному, а любители фитнеса обратились к велосипедам среднего и высокого класса, ценя езду на велосипеде как эффективную тренировку всего тела, полезную для суставов и общего сердечно-сосудистого здоровья.

 

Велосипеды также являются практичным вариантом передвижения на работу, особенно в густонаселенных городах, где метро и такси могут быть дорогими и перегруженными. В отличие от многих других стран, городские жители Китая отдают предпочтение совместному использованию велосипедов, а не владению велосипедами: согласно опросу iiMedia, проведенному в декабре 2022 года, 44% пользуются услугами совместного использования велосипедов и 41% владеют велосипедами.

 

Кроме того, езда на велосипеде стала социальной деятельностью и средством социальной идентификации, о чем свидетельствует спрос на привлекательную велосипедную одежду. Такие бренды, как PNS, Rapha и MAAP, с их отличительной велосипедной одеждой, культивируют сильную и широкую социальную идентичность.

 

Велосипедный рынок Китая: приоритеты потребителей

 

Когда дело доходит до покупки велосипедов, более 80% китайских потребителей в 2022 году отдают приоритет характеристикам продукта. После этого 63,3% потребителей обращают внимание на внешний вид продукта, а 61,2% принимают во внимание цену. Что касается бренда, 40,5% потребителей учитывают его при выборе. Опрос проведен компанией iiMedia в 2022 году.

 

Бренды Forever, Phoenix, Giant и Pigeon получили значительную осведомленность потребителей — 41,8%, 38,6%, 35,3% и 29,3% соответственно, что свидетельствует о сильной репутации на рынке. На велосипедном рынке Китая осведомленность потребителей и узнаваемость бренда зависят от самого продукта и соответствия между корпоративной рекламной информацией и продуктом. Чем выше качество продукта и чем лучше соответствие между рекламной информацией и атрибутами продукта, тем выше осведомленность и признание потребителей.

 

Шоссейный велоспорт в Китае

 

Велосипеды в Китае представлены различными типами, адаптированными к различным потребностям и условиям езды. К ним относятся шоссейные велосипеды, горные велосипеды, складные велосипеды, гравийные велосипеды, городские велосипеды, велосипеды с фиксированной передачей и велосипеды с электроприводом. Среди них шоссейные велосипеды являются лидерами продаж.

 

Увлечение ездой на велосипеде подогревает спрос на велосипеды высокого класса в Китае

 

В Китае наблюдается значительный рост спроса на велосипеды премиум-класса, поскольку велоспорт набирает популярность среди энтузиастов. Велосипеды премиум-класса таких брендов, как Brompton, Giant и Specialized, находят отклик у китайских потребителей: цены варьируются от более 13 000 юаней (1 790 долларов США) за складные велосипеды для городских условий до 10 000 юаней (1 380 долларов США) за высокопроизводительные шоссейные велосипеды.

 

Китайские потребители, в отличие от своих зарубежных коллег, отдают предпочтение более дорогим спортивным велосипедам, стремясь получить как преимущества для фитнеса, так и социальный статус. Осведомленность о фитнесе в сочетании с городской застройкой, удобной для велосипедистов, еще больше усиливает эту тенденцию. Однако резкий рост спроса привел к перенапряжению глобальной цепочки поставок, что привело к дефициту поставок и задержкам. Несмотря на эти проблемы, это явление предлагает выгодную возможность как иностранным, так и отечественным производителям велосипедов выйти на процветающий рынок Китая, отдавая приоритет дизайну, качеству и инновационным стратегиям.

 

Бум электронных велосипедов в Китае

 

Электрические велосипеды ожидают значительного роста на велосипедном рынке Китая благодаря росту производства и впечатляющим показателям продаж крупных велосипедных компаний в последние годы. Электрические велосипеды предлагают более высокие технические стандарты и отпускные цены, что делает их ценными вариантами для потребителей. Согласно отчету Bloomberg за 2021 год, в Китае в настоящее время используется около 300 миллионов электрических велосипедов, и ожидается, что эта цифра значительно увеличится из-за растущего спроса и государственной поддержки. В 2022 году рынок электронных велосипедов в Китае оценивался в 15,9 млрд долларов США. По прогнозам, к 2028 году он достигнет 22,8 млрд. долларов США, при этом среднегодовой темп роста составит 6,1% в период с 2023 по 2028 год.

 

Отрасль также стимулируется достижениями в области технологии литий-ионных аккумуляторов, которые увеличивают электрическую емкость, а экологически чистый характер электрических велосипедов способствует их широкому применению. Электронные велосипеды в Китае также все чаще оснащаются высокотехнологичными функциями, что делает их не просто средством передвижения, но и коммуникационными и развлекательными центрами.

 

Совместное использование велосипедов меняет традиционный велосипедный рынок Китая

 

Тенденция к совместному использованию велосипедов разрушила традиционную велосипедную индустрию Китая, поскольку все больше людей предпочитают пользоваться общими велосипедами, а не покупать свои собственные. Индустрия совместного использования велосипедов быстро растет: Увлечение прокатом велосипедов в Китае началось с конкурентов Mobike и Ofo, которые представили прокат велосипедов с помощью смартфонов. Компания Ofo, основанная в 2014 году, сосредоточилась на решении проблемы доступности, а компания Mobike, основанная годом позже, в 2015 году, нацелилась на рынок высокого класса.

 

В 2019 году Ofo подала заявление о банкротстве, а Mobike стала Meituan Bike после ее приобретения в 2018 году. В 2023 году ключевыми игроками стали Meituan Bike, Hello Bike (принадлежит Alibaba) и Qingju Bike (принадлежит Didi). Компания Meituan Bike, базирующаяся в Пекине, лидирует во всем мире. Hello Bike, известный своим синим брендом Alipay, распространился на города первого уровня. Qingju Bike со светло-зеленым брендом работает, в основном, за пределами городов первого уровня, предлагая прокат электронных велосипедов.

 

Велоспорт в Китае: краткий обзор роста рынка и прогнозов

 

  • В 2022 году велосипеды составляли 44,3% вариантов передвижения на работу в Китае, опережая метро, автобусы, такси и автомобили. В 2023 году рынок велосипедов в Китае достиг 31,08 миллиарда долларов США.
  • Китай стал крупнейшим в мире центром производства и экспорта велосипедов, на долю которого приходится 60% мировой торговли велосипедами.
  • Велосипедный бум в Китае привел к повышению интереса к страхованию велосипедов, что привело к значительному росту продаж немоторизованного страхования.
  • Велоспорт привлекает широкую аудиторию в Китае, мотивы которой варьируются от фитнеса и транспорта до экологических проблем и социальных связей.
  • Шоссейные велосипеды, велосипеды премиум-класса и электронные велосипеды переживают значительный рост, обусловленный различными факторами, что открывает новые возможности.
  • Совместное использование велосипедов меняет велосипедную индустрию Китая: к 2025 году, по прогнозам, в ней будет 20 миллионов велосипедов для совместного использования. Основными игроками являются Meituan Bike, Hello Bike и Qingju Bike, при этом Meituan Bike лидирует и в мире.

 

Более подробную информацию по данной отрасли в Китае, расчеты емкости рынка и прогнозы развития до 2028 года можно получить, заказав маркетинговое исследование.