Рынок велосипедов просел в 2023 году

Производство и продажи велосипедов

Производство велосипедов было неравномерным с 2017 года с пиками в 2019 и 2021 годах. С 2022 года оно стало падать и в 2023 году сократилось практически вдвое.

Рис.1. Динамика производства велосипедов с 2017 года, штук

Источник: Росстат

 

Сокращение производства обусловлено нехваткой отечественных компонентов, многие из них импортировались из-за рубежа.

 

Падение спроса на велосипеды на 30,4% в 2022 году по сравнению с 2021 годом — значительный показатель, который был вызван экономическим кризисом, обострением внешнеполитических отношений и санкциями, приводящим к сокращению располагаемых доходов у россиян. В 2023 году отрицательная тенденция продолжилась.

 

Несмотря на падение спроса, понимание изменяющихся предпочтений потребителей и причин снижения продаж позволяет лучше адаптировать стратегии маркетинга и продаж в дальнейшем. Наиболее необходимые товары и услуги стали приоритетом для потребителей, в результате чего покупка велосипедов была отложена.

 

Рис.2. Продажи велосипедов с 2018 года, млн. штук.

 

Повышение цен на велосипеды в России более чем на 15% — весьма значительное изменение, которое существенно влияет на потребителей и продавцов. Информация о росте цен на отечественные и китайские модели на 15%, а на западные велосипеды, практически, на 30% к старту велосезона свидетельствует о сложившейся динамике цен в этой отрасли.

 

Причины роста цен, такие как инфляция, снижение покупательной способности и проблемы с логистикой, отражают сложившуюся экономическую ситуацию. Данные факторы привели к увеличению затрат на производство и поставку велосипедов, что отразилось на ценах для конечных потребителей.

 

Уход американских и европейских брендов из-за сложившихся экономических факторов, таких как санкции, инфляция и проблемы с логистикой, создает изменения в ассортименте и ценообразовании велосипедов на рынке.

 

Переход на российские, китайские и южноафриканские бренды становится неизбежным в условиях отсутствия альтернативы от мировых лидеров этой индустрии. Поставки велосипедов через третьи страны, добавленные затраты и повышенные цены на эти бренды отражают сложившуюся реальность рынка.

 

В такой ситуации для потребителей и компаний, работающих в сфере велосипедов, важно оценить новые предложения брендов, подготовиться к изменениям в поставках и потребительских предпочтениях, а также осмотреть возможные стратегии сотрудничества с новыми поставщиками.

 

Российские потребители ориентируются на более доступные отечественные модели велосипедов, такие как Stinger, Stels и Format со стоимостью от 20 тысяч рублей. Бренд Giant из Тайваня присутствует на рынке со средней ценой от 38 тысяч рублей. А также в продаже, например, имеются велосипеды Titan из Южной Африки, цены на которые варьируются от 92 тысяч до 182 тысяч рублей.

Этот выбор свидетельствует о том, что потребители в России предпочитают разнообразие ценовых категорий и брендов, выбирая модели, соответствующие их финансовым возможностям и потребностям.

 

Мировой рынок велосипедов

Объем мирового рынка велосипедов оценивался в 76,33 миллиарда долларов США в 2021 году, и ожидается, что среднегодовой темп роста составит 6,5% в период до 2030 года. Прогнозируется, что мировой рынок велосипедов вырастет с 81,50 миллиарда долларов США в 2022 году до 128,73 миллиарда долларов США к 2030 году. Многие правительства запускают программы по сокращению выбросов углекислого газа, поощряя использование велосипедов, электромобилей и других видов личного транспорта.

 

В зависимости от продукта мировой рынок велосипедов разделен на горные, гибридные, дорожные и грузовые. Среди них сегмент шоссейных велосипедов доминирует на рынке, занимая около 40% общей доли рынка.

 

В зависимости от технологий мировой рынок велосипедов делится на электрические и обычные. Среди них традиционный сегмент занимает наибольшую долю рынка, занимая 80% от общей доли рынка. Значительная доля рынка объясняется рядом факторов, в том числе, более низкой стоимостью обслуживания и ремонта традиционных велосипедов по сравнению с электрическими велосипедами. Кроме того, за последние несколько десятилетий езда на велосипеде стала основным видом спорта и досуга.

 

В зависимости от канала сбыта мировой рынок велосипедов сегментирован на онлайн и офлайн. Среди них на рынке доминирует сегмент офлайн-дистрибьюции. Благодаря доступности тест-драйвов значительная часть потребителей предпочитает совершать покупки в офлайн-каналах или магазинах, что и является причиной огромной доли рынка. Клиенты могут выбирать модель, технические характеристики, персонализированный/индивидуальный дизайн и цвет велосипедов.

 

В зависимости от конечного пользователя мировой рынок велосипедов разделен на мужчин, женщин и детей. Среди них мужской сегмент является самым быстрорастущим, занимающим 40% общей доли рынка. Растущее распространение велосипедов среди мужчин для занятий спортом, тренировок, поездок на работу, занятий спортом, а также развлекательных мероприятий способствовало росту этого сегмента.

 

Люди рассматривают возможность использования велосипедов для поездок на короткие расстояния, чтобы сэкономить время из-за растущих заторов на дорогах и нехватки парковочных мест, особенно в мегаполисах. Инфраструктура, необходимая для облегчения передвижения на велосипеде, активно строится одновременно многими странами, что побуждает людей выбирать велосипеды. Доступность альтернативных видов транспорта, таких как скутеры, мотоциклы и другие решения для микромобильности, имеющие больший запас хода, чем велосипеды, будет сдерживать рост рынка, также и доходы населения развивающихся стран.

В России рост рынка велосипедов начнется не ранее, чем наладится производство компонентов, что позволит наращивать выпуск. Рынок велосипедов России является развивающимся, по сравнению с китайским, о котором можно прочитать здесь.

 

Более подробную информацию по данной отрасли в РФ, расчеты емкости рынка и прогнозы развития до 2028 года можно получить, заказав маркетинговое исследование.