Рынок автобусов 2021-2023: кризис пройден благодаря региональным целевым программам и нацпроектам, перспективы рынка позитивны

Динамика производства автобусов показана в табл.1. Рынок состоит из 2 сегментов: автобусы массой менее 5 тонн и более 5 тонн.

ТАБЛ.1. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ 2021-2022 ГГ.,ШТУК

ФО 2021 год 2022 год Темп роста,%
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т
РФ 22035 13615 -38,21
ЦФО 967 0 -100,00
ПФО 21068 13615 -35,38
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т
РФ 14474 12528 -13,44
ЦФО 2099 1364 -35,02
ЮФО 361 1145 217,17
ПФО 10578 8687 -17,88
УрФО 1436 1332 -7,24
Всего 36509 26143 -28,39

Источник: Росстат

 

Производство в обоих сегментах сократилось на 38,21% и 13,44%, больше всего оно снизилось в сегменте автобусов массой менее 5 тонн.

РИС.1. ДОЛИ СЕГМЕНТОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОБУСОВ,%

 

В 2021 году основную долю занимали автобусы массой менее 5 тонн, в 2022 году доля сократилась на 8,27%. Причина в снижении производства автобусов ПАЗ 3205, для которых прекратили в 2021 году выпуск бензинового двигателя. Дизельные аналоги дорогие и таким спросом не пользуются. В 2023 году производство бензиновых двигателей для ПАЗ возобновлено.

Динамика производства в 2023 году за период января-июля положительна.

 

ТАБЛ.2. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ 2023 Г., ШТУК

Продукт Январь-июль июль 2023 в % к июлю 2022 Январь-июль 2023 в % к январю-июлю 2022
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т, , тыс. штук 7,2 118,2 106,9
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу
не более 5 т, тыс. штук
11,1 177,9 175,3

Источник: Росстат

Во многом благодаря возобновлению выпуска бензиновых двигателей для ПАЗ, производство малотоннажных автобусов в январе-июле выросло на 75,3%.

 

Показатели отгрузки автобусов

 

Сравнение показателей производства и отгрузки дано в табл.3.

ТАБЛ.3. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ОТГРУЗКИ АВТОБУСОВ 2021-2022 ГГ.,ШТУК

Сегмент 2021 год 2022 год Темп роста,%
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т
РФ, производство 22035 13615 -38,21
РФ, отгрузка 22 034 11 672 -47,03
Разница производства и отгрузки 1 1 943
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т
РФ, производство 14474 12528 -13,44
РФ, отгрузка 14 459 12 388 -14,3
Разница производства и отгрузки 15 140

Источник: ЕМИСС

В 2021 году почти все произведенные автобусы были отгружены потребителям. В 2022 году отгрузка снизила свои темпы, в основном, в сегменте малотоннажных автобусов, что привело к росту складских остатков.

 

Данные о первичной регистрации автобусов

 

Регистрация автобусов по основным маркам представлена на рисунках 2 и 3. Благодаря региональным целевым программам и нацпроектам падение рынка не было катастрофичным в 2022 году, и показатели первичной регистрации снизились всего на 12%. Не все отгруженные потребителям автобусы регистрируются в том же году, т.к. они приобретены в разные месяцы и отгруженные по госпрограммам накапливаются до запланированного количества.

РИС.3. РЕГИСТРАЦИЯ АВТОБУСОВ В 2021 ГОДУ ПО ОСНОВНЫМ МАРКАМ,%

 

В 2021 году было зарегистрировано 14732 ед. автобусов, 53% из них ПАЗы, ЛИАЗ-16%, НЕФАЗ-15%.  К прочим относятся китайские марки Yutong, Higer и отечественные СИМАЗ, КАВЗ, Lotos с небольшими поставками.

РИС.4. РЕГИСТРАЦИЯ АВТОБУСОВ В 2022 ГОДУ ПО ОСНОВНЫМ МАРКАМ,%

 

В 2022 году было зарегистрировано 12971 ед. автобусов. ПАЗ стал занимать 43%, НЕФАЗ-13%, на третье место вышел Волгабас на счет масштабных госзаказов и регистраций в регионах, в основном, в СЗФО и СибФО. Доля прочих увеличилась до 26% за счет возросшей активности китайских производителей.

 

Структура рынка по типу топлива и кузова

 

По типу топлива рынок показан на рис.5.

РИС.5. СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТИПУ ТОПЛИВА,%

 

Преобладают дизельные двигатели и в 2023 году их доля выросла на 18%.

По типу кузова структура дана на рис.6.

РИС.6. СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТИПУ КУЗОВА,%

 

По типу кузова структура, в целом, стабильна – преобладает городской и пригородный транспорт.

Перспективы рынка автобусов позитивны. Региональные программы по замене автопарков продолжаются, поэтому заводы будут активно выпускать продукцию. Например, только по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» с 2020 года в 28 регионов было поставлено 1,7 тыс. автобусов.

Риски заключаются в активизации китайских производителей, которые представляют широкую гамму автобусов от малотоннажных до междугородних.

Более подробную информацию по данной отрасли, расчеты емкости рынка и прогнозы развития до 2027 года можно получить, заказав маркетинговое исследование.