Рынок автобусов 2021-2023: кризис пройден благодаря региональным целевым программам и нацпроектам, перспективы рынка позитивны
Динамика производства автобусов показана в табл.1. Рынок состоит из 2 сегментов: автобусы массой менее 5 тонн и более 5 тонн.
ТАБЛ.1. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ 2021-2022 ГГ.,ШТУК
ФО | 2021 год | 2022 год | Темп роста,% |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т | |||
РФ | 22035 | 13615 | -38,21 |
ЦФО | 967 | 0 | -100,00 |
ПФО | 21068 | 13615 | -35,38 |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т | |||
РФ | 14474 | 12528 | -13,44 |
ЦФО | 2099 | 1364 | -35,02 |
ЮФО | 361 | 1145 | 217,17 |
ПФО | 10578 | 8687 | -17,88 |
УрФО | 1436 | 1332 | -7,24 |
Всего | 36509 | 26143 | -28,39 |
Источник: Росстат
Производство в обоих сегментах сократилось на 38,21% и 13,44%, больше всего оно снизилось в сегменте автобусов массой менее 5 тонн.
РИС.1. ДОЛИ СЕГМЕНТОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОБУСОВ,%
В 2021 году основную долю занимали автобусы массой менее 5 тонн, в 2022 году доля сократилась на 8,27%. Причина в снижении производства автобусов ПАЗ 3205, для которых прекратили в 2021 году выпуск бензинового двигателя. Дизельные аналоги дорогие и таким спросом не пользуются. В 2023 году производство бензиновых двигателей для ПАЗ возобновлено.
Динамика производства в 2023 году за период января-июля положительна.
ТАБЛ.2. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ 2023 Г., ШТУК
Продукт | Январь-июль | июль 2023 в % к июлю 2022 | Январь-июль 2023 в % к январю-июлю 2022 |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т, , тыс. штук | 7,2 | 118,2 | 106,9 |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т, тыс. штук |
11,1 | 177,9 | 175,3 |
Источник: Росстат
Во многом благодаря возобновлению выпуска бензиновых двигателей для ПАЗ, производство малотоннажных автобусов в январе-июле выросло на 75,3%.
Показатели отгрузки автобусов
Сравнение показателей производства и отгрузки дано в табл.3.
ТАБЛ.3. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ОТГРУЗКИ АВТОБУСОВ 2021-2022 ГГ.,ШТУК
Сегмент | 2021 год | 2022 год | Темп роста,% |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т | |||
РФ, производство | 22035 | 13615 | -38,21 |
РФ, отгрузка | 22 034 | 11 672 | -47,03 |
Разница производства и отгрузки | 1 | 1 943 | |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т | |||
РФ, производство | 14474 | 12528 | -13,44 |
РФ, отгрузка | 14 459 | 12 388 | -14,3 |
Разница производства и отгрузки | 15 | 140 |
Источник: ЕМИСС
В 2021 году почти все произведенные автобусы были отгружены потребителям. В 2022 году отгрузка снизила свои темпы, в основном, в сегменте малотоннажных автобусов, что привело к росту складских остатков.
Данные о первичной регистрации автобусов
Регистрация автобусов по основным маркам представлена на рисунках 2 и 3. Благодаря региональным целевым программам и нацпроектам падение рынка не было катастрофичным в 2022 году, и показатели первичной регистрации снизились всего на 12%. Не все отгруженные потребителям автобусы регистрируются в том же году, т.к. они приобретены в разные месяцы и отгруженные по госпрограммам накапливаются до запланированного количества.
РИС.3. РЕГИСТРАЦИЯ АВТОБУСОВ В 2021 ГОДУ ПО ОСНОВНЫМ МАРКАМ,%
В 2021 году было зарегистрировано 14732 ед. автобусов, 53% из них ПАЗы, ЛИАЗ-16%, НЕФАЗ-15%. К прочим относятся китайские марки Yutong, Higer и отечественные СИМАЗ, КАВЗ, Lotos с небольшими поставками.
РИС.4. РЕГИСТРАЦИЯ АВТОБУСОВ В 2022 ГОДУ ПО ОСНОВНЫМ МАРКАМ,%
В 2022 году было зарегистрировано 12971 ед. автобусов. ПАЗ стал занимать 43%, НЕФАЗ-13%, на третье место вышел Волгабас на счет масштабных госзаказов и регистраций в регионах, в основном, в СЗФО и СибФО. Доля прочих увеличилась до 26% за счет возросшей активности китайских производителей.
Структура рынка по типу топлива и кузова
По типу топлива рынок показан на рис.5.
РИС.5. СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТИПУ ТОПЛИВА,%
Преобладают дизельные двигатели и в 2023 году их доля выросла на 18%.
По типу кузова структура дана на рис.6.
РИС.6. СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТИПУ КУЗОВА,%
По типу кузова структура, в целом, стабильна – преобладает городской и пригородный транспорт.
Перспективы рынка автобусов позитивны. Региональные программы по замене автопарков продолжаются, поэтому заводы будут активно выпускать продукцию. Например, только по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» с 2020 года в 28 регионов было поставлено 1,7 тыс. автобусов.
Риски заключаются в активизации китайских производителей, которые представляют широкую гамму автобусов от малотоннажных до междугородних.
Более подробную информацию по данной отрасли, расчеты емкости рынка и прогнозы развития до 2027 года можно получить, заказав маркетинговое исследование.