Рынок профессиональных тренажеров и симуляторов в РФ — 2024: тренды и перспективы роста

Рынок виртуального обучения и симуляции охватывает технологии и решения, разработанные для имитации реального опыта в учебных и образовательных целях. Этот рынок использует передовую виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и компьютерные системы для создания иммерсивных сред, которые позволяют отдельным лицам и организациям проводить обучение безопасным, контролируемым и экономически эффективным способом.

Эти решения, широко применяемые в таких отраслях, как авиация, здравоохранение и корпоративное обучение, предлагают реалистичные сценарии и интерактивный опыт, значительно улучшая результаты обучения и готовность к работе без рисков, связанных со средой физической подготовки.

Рынок компьютерных, в том числе, VR тренажеров для обучения представляет собой активно развивающуюся область, охватывающую различные сегменты, в сфере В2В — это:

  1. Симуляторы для профессионального обучения:

— Авиация: тренажеры для пилотов, которые моделируют реальные полетные условия.

— Медицинское обучение: симуляторы для хирургов, позволяющие отрабатывать навыки.

— Производство: работа на промышленном оборудовании и транспортной технике.

—  Охрана труда.

—  Обслуживание и ремонтные работы.

  1. Корпоративные тренажеры:

 — Решения для повышения квалификации сотрудников в компаниях через различные сценарные симуляции.

Приведем ряд статистических данных с 2017 по 2022 год.

Рис.1. Динамика производства тренажеров для профессионального обучения, тыс. руб.

Источник: ЕМИСС

Объем производства увеличился с 2017 года более чем в 6 тыс. раз в ответ на потребности рынка в повышении квалификации и обучении кадров в промышленности и других отраслях.

В табл.1 приведены данные ряда основных производителей профессиональных тренажеров и симуляторов.

Табл.1. Компании-производители профессиональных тренажеров для обучения

Наименование Продукция Выручка за 2023 год Город
ООО «ПРОМВИАР» VR-тренажеры для обучения и повышения квалификации: работы на высоте, охрана труда, работа сварщика, такелажные работы, электробезопасность, оказание первой помощи на производстве 39,9 млн. руб. Ульяновск
ООО «Джей Эс Эй Групп» VR-тренажеры для обучения стропальщиков, машинистов, сборке-разборке отдельных промышленных узлов 3,86 млрд. руб. Москва
Varwin, ООО «3Д Инновации» VR-тренажеры для обучения ТБ, радиационному контролю, такелажным работам, различным типам техобслуживания 68,6 млн. руб. Москва
ООО «Нью Вижн Групп» VR-тренажеры для обучения ТБ, работе на погрузчике, на высоте. Обнаружение аварийных ситуаций. Оператор БПЛА 142,5 млн. руб. Москва
SIKE, ООО «КС плюс» VR-тренажеры: Автомеханик, гидравлика, горное дело, металлургия, нефтегазовая отрасль, ОТиПБ, рабочие профессии, ТОиР 81,8 млн. руб. Тюмень
ООО «НОМИКС» VR-тренажеры для сфер электроснабжения, самолетостроения, ТБ 100,2 млн. руб. Москва
ООО «КБ 78» Тренажеры для станкостроения 3,5 млн. руб. Санкт-Петербург
ООО «Большие системы» Тренажеры для станкостроения 285 млн. руб. Екатеринбург

Источник: https://saby.ru/, сайты компаний

Глобальный рынок виртуального обучения и симуляции оценивался в 366,3 млрд долларов США в 2023 году. Ожидается, что к 2033 году он достигнет 1 185,3 млрд долларов США, а среднегодовой темп роста составит 12,8% в прогнозируемый период с 2024 по 2033 год.

Проблемы рынка:

Высокая стоимость разработки и внедрения VR-решений. Этот барьер особенно заметен в таких секторах, как авиация, промышленность и здравоохранение, где точность и сложность моделирования требуют передовых, часто дорогих, технологических решений. Высокая стоимость не только ограничивает внедрение среди малых и средних предприятий (МСП), но и замедляет процесс принятия решений в более крупных организациях, потенциально задерживая рост рынка.

Необходимость обновления оборудования и программного обеспечения. Эти системы должны бесшовно интегрироваться с существующими технологическими фреймворками в организациях, чтобы предоставлять эффективные решения для обучения. Сложность возникает из-за необходимости специальных навыков для разработки, обслуживания и управления этими системами моделирования, что может привести к дополнительным инвестициям в обучение и персонал.

Недостаток квалифицированных специалистов в разработке VR-обучения.

Тенденции:

Искусственный интеллект: адаптивные технологии, позволяющие персонализировать обучение.

Виртуальная и дополненная реальность: создают иммерсивные обучающие среды.

Мобильные решения: доступ к тренажерам через мобильные устройства.

Перспективы:

По мере развития технологий и увеличения потребности в обучении с помощью симулятивных технологий, рынок профессиональных тренажеров будет продолжать расти и расширяться. В России темп роста будет выше, чем на мировом рынке, так как отечественный рынок находится на стадии становления и потребность в современных технологиях очень высока.

Более подробную информацию по особенностям развития рынка профессиональных тренажеров и симуляторов в РФ, можно получить, заказав маркетинговое исследование.