Рынок минеральной воды будет расти ежегодно не более чем на 5% до 2027 года

На рынке минеральной воды есть два основных сегмента: воды минеральные природные и воды искусственно минерализованные.

Динамика производства минеральной воды

В таблице 1 дана динамика производства по обоим сегментам в 2021-2022 гг.

Таблица 1. Динамика производства минеральной и искусственно минерализованной воды в 2021-2022 гг., тыс. полулитров

Источник: Росстат

В целом, рынок минеральных вод просел в 2022 году на 7,6%. Наибольшее падение произошло в сегменте искусственно минерализованных вод – 29,6%.  Сегмент минеральных вод занимает 99,12% рынка.

У падения рынка в 2022 году было несколько ключевых причин:

  • В сегменте HoReCa и ультра-премиум произошло снижение из-за ухода ряда игроков-иностранных производителей.
  • Возникли проблемы с логистикой при заказе комплектующих для ремонта импортного оборудования для производства.
  • Изменение рынка поставщиков для поставок нового оборудования.
  • Дефицит ряда материалов для упаковки.

Распределение производства по регионам в сегменте минеральных вод дано на рис.1.

Рис.1. Распределение производства по регионам в сегменте минеральных вод в 2022 году, %

 

Ведущим регионом является Северо-Кавказский ФО, где сосредоточено много месторождений. 16% природной минеральной воды производят в ЦФО, 15% в СибФО.

На рис. 2 приведено распределение производства в сегменте искусственно минерализованной воды.

Рис.2. Распределение производства по регионам в сегменте искусственно минерализованной воды в 2022 году, %

 

В данном сегменте ведущими регионами являются СибФО и ДВФО, где производится по 39% продукции. В целом, на рынке минеральных и искусственно минерализованных вод ведущий регион — это Сибирский ФО, где производили в 2022 году 39% искусственно минерализованных и 15% минеральных вод, а всего 54% рынка.

Цены на минеральные и минерализованные воды росли умеренными темпами. За 3 года, в 2020-2023 гг. рост цены составил 10,1%. В 2023 году с начала года цена производителей выросла незначительно – на 0,4%, а розничная цена на 4,8%.

Основные производители минеральной воды

В табл.2 представлены крупнейшие производители минеральной воды.

Таблица 2. Крупнейшие производители минеральной воды в РФ

Все производители увеличили свою выручку в 2022 году. Ростом выручки они обязаны дифференциации производства, в портфеле заводов есть не только минеральная вода, но и другие безалкогольные напитки.

Мировой рынок и тенденции

Кратко рассмотрим состояние мирового рынка и тенденции:

  • Выручка на рынке в 2023 году составит 342,40 млрд. долларов США. Ожидается, что рынок будет расти ежегодно на 5,24% (2023-2027 гг.).
  • В глобальном сравнении большая часть доходов генерируется в США (94,07 млрд. долларов США в 2023 году).
  • По отношению к общей численности населения в 2023 году будет получен доход в размере 44,58 долларов США на душу населения.

По каналу сбыта сегмент супермаркетов и гипермаркетов лидировал на мировом рынке с заметной долей выручки в 2022 году и, как ожидается, сохранит свое доминирование на протяжении следующих пяти лет.

Супермаркеты и гипермаркеты предлагают очень широкий ассортимент потребительских товаров, продуктов питания и напитков, а также удобство и скидки. Они привлекают огромную клиентскую базу и для участников рынка — это стабильный доход. С другой стороны, сегмент электронной коммерции и доставки оценивается как самый быстрорастущий из-за их удобства и роста занятости населения. В России тенденции потребления в офлайн и онлайн секторах аналогичны.

Рис.3. Потребление минеральной воды по каналам сбыта, 2022-2027 гг. прогнозные значения, %

 

Ключевыми факторами роста являются растущий потребительский спрос на здоровую и безопасную питьевую воду, растущая тенденция к использованию продукта для лечения и профилактики заболеваний и расширение каналов сбыта минеральной воды. Однако рынок также сталкивается с такими проблемами, как негативное воздействие пластиковых бутылок на окружающую среду и растущая конкуренция со стороны других напитков.

Факторы, влияющие на спрос на мировом рынке бутилированной воды, включают изменения в образе жизни, урбанизацию и растущее предпочтение здоровых напитков. К основным потребляющим отраслям относятся сектор розничной торговли, индустрия гостеприимства и сектор здравоохранения. В России ключевые факторы роста рынка аналогичны. Ожидается, что рынок будет расти умеренными темпами, на 3-5% в год до 2027 года.

Более подробную информацию по данной отрасли, расчеты емкости рынка и прогнозы развития до 2027 года можно получить, заказав маркетинговое исследование.