Рынок бутилированной воды справился с импортозамещением

Фото: twit.su

Рынок бутилированной воды показывает стабильно высокие показатели потребления. По сведениям Россельхозбанка, в 2021 году потребление на душу населения составляло 34 л, что выше показателя 2020 года на 15%. В 2022 году потребление составило 37 литров. На рынке работают около 2 тыс. компаний по производству и фасовке бутилированной воды. Объем внутреннего производства в динамике показан на рис.1.

Рис.1. Объем производства питьевой бутилированной воды (в том числе минеральной), млн. полулитров, 2017-2021 гг. по данным Росстат.

Средний темп роста производства за 2017-2021 гг. составил 9,6%. В структуре продаж на 2022 год 47,7% занимает негазированная вода, столовая минеральная занимает 31,3% рынка, порядка 20% занимают лечебные минеральные воды. 64% потребителей предпочитают литровую упаковку, 33% — покупают бутылки объемом до 3 литров, крупная фасовка занимает 3%.

По производству питьевой воды лидирующие регионы – Центральный, Северо-Кавказский и Приволжский.

Рис.2. Регионы – лидеры по производству питьевой воды.

По производству минеральных вод в лидерах находятся Северо-Кавказский, Центральный и Сибирский округа.

Рис.3. Регионы – лидеры по производству минеральной воды.

Основная доля производства минеральной воды в 2022 году приходится на Карачаево – Черкессию, Ставропольский край, Новосибирскую, Липецкую области и Москву.

Доля импорта бутилированной воды в 2021 году составляла 5,3% и относилась в премиум-сегменту. Основными импортерами выступали Грузия — более 50%, Франция (более 11%) и Германия с 10,6%. Сейчас импорт практически прекращен, а вот экспорт активно наращивается. 37% приходится на Беларусь, 25% на КНР, 6% экспорта занимает Казахстан.

На период до 2025 года прогнозы по росту внутреннего потребления умеренные — порядка 1,5% в год при существующих экономических предпосылках. Увеличение темпов роста, в основном, зависит от двух факторов: платежеспособность населения и погодные условия. Производители полностью обеспечат внутренний рынок и будут наращивать экспорт.