Рынок БАД становится высококонкурентным и снижает зависимость от импорта

Пищевые добавки, такие как витамины, минералы, омега и пребиотические добавки, пользуются спросом во всем мире из-за их пользы для здоровья. В связи с этим рынок биоактивных ингредиентов растет. Эти продукты представляют собой смесь натуральных решений и фармацевтических препаратов, которые обеспечивают потребителям преимущества для здоровья.

Рост располагаемого дохода в развитых и развивающихся экономиках, рост численности пожилого населения, рост заболеваемости хроническими болезнями, тренд на спортивный образ жизни и забота о красоте являются одними из основных факторов, которые подпитывают рост рынка. Кроме того, потребители все больше внимания уделяют профилактике, потребляя продукты на основе натуральных ингредиентов и витамины.

Рынок БАД в России стал строго регулируемым. Производители БАДов обязаны иметь свидетельство о гос.регистрации. Присутствие знака EAC на упаковке товара подтверждает его соответствие установленным стандартам качества и безопасности. Свидетельство о гос.регистрации можно проверить на официальных сайтах Роспотребнадзора, Евразийской экономической комиссии, а также в карточке продукта.

С 1 октября 2023 года для борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией производителям БАД нужно наносить на упаковку коды маркировки.

Этапы внедрения маркировки:

  • С 1 марта 2024 года в информационную систему необходимо вносить данные о выводе БАД из оборота.
  • С 1 мая 2024 года все производители должны предоставлять данные об обороте.

Эти меры направлены на повышение прозрачности рынка, защиту потребителей от некачественной продукции и обеспечение контроля за оборотом БАД.

Производство отечественных БАД демонстрирует положительную динамику- табл.1.

Табл.1. Динамика производства БАД в РФ 2021-2023 гг., тонн

2021 г 2022 г 2023 г
16556,06 17755,92 23035,79
7,24 29,73

Источник: ЕМИСС
Рост производства в 2022 году составил 7,24%, в 2023 году-29,73%.

Рис.1. Динамика производства БАД 2021-2023 гг., тонн.

По данным DSM Group представим данные об объеме рынка в денежном выражении.

 

Табл.2. Динамика производства БАД в РФ 2021-2023 гг., млрд. руб.

2021 г 2022 г 2023 г
92,9 112,8 127,6
21,42 13,128

 

Рис.2. Динамика производства БАД 2021-2023 гг., млрд. руб.

 

В денежном выражении рост 2022 года был выше, чем динамика производства, в 2023 году наоборот из-за усилившейся инфляции.

Рынок БАД во многом еще зависит от импорта, но его доля постепенно сокращается.

Рис.3. Соотношение продаж импортных и отечественных БАД, %

Источник: DSM Group

Реализация БАД происходит через аптечную сеть и маркетплейсы, при этом аптечные сети наращивают долю СТМ: в 2022 году она составляла 20,7%, в 2023 году -28,5%.

 

Белки и аминокислоты занимали наибольшую долю рынка в 2024 году.

Белки и аминокислоты являются наиболее популярными и широко потребляемыми добавками во всех возрастных группах, поскольку они помогают наращивать мышцы, восстанавливать ткани и обеспечивать организм необходимой энергией. Любители спорта и спортсмены регулярно потребляют такие добавки для повышения своей производительности. Следовательно, спрос на ингредиенты, необходимые для производства белковых добавок, также растет.

Витамины и минералы являются еще одной важной категорией, и потребление таких добавок также растет. Драйверами являются рост пожилого населения и несбалансированное питание большинства потенциальных потребителей.

Некоторые из популярных витаминных и минеральных ингредиентов, используемых в добавках, включают витамин D, E, A, кальций и другие.

Другой растущий сегмент включает в себя растительные экстракты, пробиотики, коллаген.

 

Основными трендами рынка биологически активных добавок (БАД) стали расширение каналов сбыта, рост доверия потребителей к российским товарам и активное развитие СТМ.

 

Ключевые изменения на рынке БАД:

 

  • Расширение и омоложение аудитории. Теперь основными потребителями стали не только люди старшего возраста и женщины, к ним присоединилась молодежь, которая стремится употреблять качественные продукты для здоровья и занятий спортом.
  • Вопрос качества остается актуальным. Одним из решений может стать рост ответственности маркетплейсов за реализуемые товары.
  • Каналы сбыта — доля маркетплейсов растет, достигнув уже 20%.

 

Чтобы оставаться конкурентоспособными, производителям необходимо сосредоточиться на качестве продукции, ее составе и доказанной эффективности. Это особенно важно в условиях растущей конкуренции и изменения предпочтений потребителей.

Эксперты также подчеркивают необходимость ужесточения контроля за качеством продукции, особенно на маркетплейсах, чтобы защитить потребителей от недобросовестных продавцов и контрафакта.

Более подробную информацию по особенностям развития рынка БАД в РФ, можно получить, заказав маркетинговое исследование.