Емкость рынка бытовой техники по итогам 2023 года ожидает сокращение
По итогам прошедшего года рынок бытовой техники, оказался одним из наиболее уязвимых в потребительском секторе. За последние 5 лет отечественное производство не смогло выйти на позитивную динамику развития по большинству номенклатуры товаров (табл.1).
Табл.1. Производство бытовой техники в Российской Федерации в 2018-2022 гг., единиц
Вид техники | Годы | Изменение,% | |||||
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2022/2018 | 2022/2021 | |
Холодильники и морозильники бытовые | 3 420 382 | 3 371 780 | 3 549 595 | 4 051 480 | 2 362 399 | -30,9% | -41,7% |
Машины стиральные бытовые | 4 634 296 | 4 872 056 | 5 244 550 | 5 583 388 | 2 834 673 | -38,8% | -49,2% |
Вентиляторы бытовые | 33 544 | 33 780 | 35 920 | 51 225 | 59 269 | 76,7% | 15,7% |
Электромясорубки | 363 612 | 325 535 | 358 705 | 483 841 | 397 627 | 9,4% | -17,8% |
Бритвы электрические | 233 377 | 215 494 | 255 154 | 246 579 | 133 247 | -42,9% | -46,0% |
Электрочайники | 53 419 | 101 499 | 132 365 | 157 853 | 202 733 | 279% | 28,4% |
Электросамовары | 5 175 | 4 860 | 4 142 | 5 051 | 2 997 | -42,1% | -40,7% |
Электросоковыжималки | 51 892 | 65 659 | 55 183 | 53 482 | 34 027 | -34,4% | -36,4% |
Печи бытовые электрические | 253 348 | 395 189 | 80 902 | 107 778 | 113 490 | -55,2% | 5,3% |
Плиты кухонные электрические | 1 210 013 | 1 062 398 | 1 224 063 | 1 325 023 | 887 540 | -26,7% | -33,0% |
Ноутбуки | 374 165 | 255 031 | 373 877 | 180 375 | 332 287 | -11,2% | 84,2% |
Телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью | 6 529 752 | 6 894 262 | 7 012 700 | 6 321 126 | 3 989 732 | -38,9% | -36,9% |
Источник : ЕМИСС
Согласно данным таблицы 1, за период 2018-2022 гг., снизилось производство следующих видов бытовой техники:
— на 30,9% холодильников и морозильников;
— на 38,8% стиральных машин;
— на 42,9% электрических бритв;
— на 42,1% электросамоваров;
— на 34,4% электросоковыжималок;
— на 55,2% электрических печей;
— на 26,7% электрических плит;
— на 38,9% телевизоров.
За этот же период увеличилось производство вентиляторов на 76,7%; электромясорубок на 9,4% и почти в четыре раза электрочайников. Производство ноутбуков в 2018-2022 гг., сократилось на 11,2%, при этом увеличилось в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 84,2%. что связано с восстановлением производства чипов, используемых в компьютерах, после ковидного периода.
Сложная геополитическая ситуация, оказала существенное значение на динамику цен на бытовую технику и электронику. Согласно данным таблицы 2, наибольшее подорожание за период январь 2022 года к январю 2023 года, зафиксировано в сегменте компьютеров и смартфонов – цена выросла на 42,9%.
Табл.2. Средние цены на единицу бытовой техники в Российской Федерации
в 2022-2023 гг. (январь), рублей
Вид техники | 2022 г. | 2023 г. | Изменение, % |
Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника | 29 835 | 42 623 | 42,9% |
Холодильники и морозильники бытовые | 12 646 | 14 085 | 11,4% |
Машины стиральные бытовые | 9 737 | 9 769 | 0,3% |
Электромясорубки | 2 636 | 2 862 | 8,6% |
Электросоковыжималки | 5 559 | 6 687 | 20,3% |
Плиты кухонные электрические | 7 542 | 7 817 | 3,7% |
Плиты газовые бытовые | 6 871 | 7 655 | 11,4% |
Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения | 25 251 | 28 377 | 17% |
Источник: ЕМИСС
По прогнозам экспертов из ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), емкость рынка бытовой техники по итогам 2023 года сократится на 15% и составит 382 млрд. руб. (рис.1).
Рис.1. Емкость рынка бытовой техники в 2022-2023 гг., млрд. руб.
Источник: РАТЭК
В ближайшие годы, ожидается дальнейшее развитие собственных торговых марок (СТМ) крупных сетевых ритейлеров: М.Видео-Эльдорадо (Novex, HI); Ситилинк (iRU, Ippon, Jetbalance, Oklick, Digma, Domfy); DNS («Фрау», One Two, Fiero). Доля данных СТМ по итогам 2022 года в различных сегментах увеличилась до 10% и будет продолжать расти. Кроме того, ожидается увеличение степени локализации компонентов у отечественных брендов производителей бытовой техники. Среди перспективных можно отметить: кондиционеры компании «Русклимат» (бренд «AURUS»), кухонная бытовая техника — «DiHouse» (бренд «RED»), холодильники – «ПОЗиС» (бренд «МИР»), ноутбуки «Ф-Плюс Мобайл» (бренд «F+ Flaptop»), телевизоры от SBER и др.
Среди угроз, стоит отметить: усложняющийся параллельный импорт, удорожание логистики и снижение реальных доходов населения.