Емкость рынка бытовой техники по итогам 2023 года ожидает сокращение

По итогам прошедшего года рынок бытовой техники, оказался одним из наиболее уязвимых в потребительском секторе. За последние 5 лет отечественное производство не смогло выйти на позитивную динамику развития по большинству номенклатуры товаров (табл.1).

 

Табл.1. Производство бытовой техники в Российской Федерации в 2018-2022 гг., единиц

Вид техники Годы Изменение,%
2018 2019 2020 2021 2022 2022/2018 2022/2021
Холодильники и морозильники бытовые 3 420 382 3 371 780 3 549 595 4 051 480 2 362 399 -30,9% -41,7%
Машины стиральные бытовые 4 634 296 4 872 056 5 244 550 5 583 388 2 834 673 -38,8% -49,2%
Вентиляторы бытовые 33 544 33 780 35 920 51 225 59 269 76,7% 15,7%
Электромясорубки 363 612 325 535 358 705 483 841 397 627 9,4% -17,8%
Бритвы электрические 233 377 215 494 255 154 246 579 133 247 -42,9% -46,0%
Электрочайники 53 419 101 499 132 365 157 853 202 733 279% 28,4%
Электросамовары 5 175 4 860 4 142 5 051 2 997 -42,1% -40,7%
Электросоковыжималки 51 892 65 659 55 183 53 482 34 027 -34,4% -36,4%
Печи бытовые электрические 253 348 395 189 80 902 107 778 113 490 -55,2% 5,3%
Плиты кухонные электрические 1 210 013 1 062 398 1 224 063 1 325 023 887 540 -26,7% -33,0%
Ноутбуки 374 165 255 031 373 877 180 375 332 287 -11,2% 84,2%
Телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью 6 529 752 6 894 262 7 012 700 6 321 126 3 989 732 -38,9% -36,9%

Источник : ЕМИСС

Согласно данным таблицы 1, за период 2018-2022 гг., снизилось производство следующих видов бытовой техники:

— на 30,9% холодильников и морозильников;

— на 38,8% стиральных машин;

— на 42,9% электрических бритв;

— на 42,1% электросамоваров;

— на 34,4% электросоковыжималок;

— на 55,2% электрических печей;

— на 26,7% электрических плит;

— на 38,9% телевизоров.

За этот же период увеличилось производство вентиляторов на 76,7%; электромясорубок на 9,4% и почти в четыре раза электрочайников. Производство ноутбуков в 2018-2022 гг., сократилось на 11,2%, при этом увеличилось в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 84,2%. что связано с восстановлением производства чипов, используемых в компьютерах, после ковидного периода.

Сложная геополитическая ситуация, оказала существенное значение на динамику цен на бытовую технику и электронику. Согласно данным таблицы 2, наибольшее подорожание за период январь 2022 года к январю 2023 года, зафиксировано в сегменте компьютеров и смартфонов – цена выросла на 42,9%.

 

Табл.2. Средние цены на единицу бытовой техники в Российской Федерации

в 2022-2023 гг. (январь), рублей

 

Вид техники 2022 г. 2023 г. Изменение, %
Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника 29 835 42 623 42,9%
Холодильники и морозильники бытовые 12 646 14 085 11,4%
Машины стиральные бытовые 9 737 9 769 0,3%
Электромясорубки 2 636 2 862 8,6%
Электросоковыжималки 5 559 6 687 20,3%
Плиты кухонные электрические 7 542 7 817 3,7%
Плиты газовые бытовые 6 871 7 655 11,4%
Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения 25 251 28 377 17%

Источник: ЕМИСС

По прогнозам экспертов из ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), емкость рынка бытовой техники по итогам 2023 года сократится на 15% и составит 382 млрд. руб. (рис.1).

Рис.1. Емкость рынка бытовой техники в 2022-2023 гг., млрд. руб.

Источник: РАТЭК

 

В ближайшие годы, ожидается дальнейшее развитие собственных торговых марок (СТМ) крупных сетевых ритейлеров: М.Видео-Эльдорадо (Novex, HI); Ситилинк (iRU, Ippon, Jetbalance, Oklick, Digma, Domfy); DNS («Фрау», One Two, Fiero). Доля данных СТМ по итогам 2022 года в различных сегментах увеличилась до 10% и будет продолжать расти. Кроме того, ожидается увеличение степени локализации компонентов у отечественных брендов производителей бытовой техники. Среди перспективных можно отметить: кондиционеры компании «Русклимат» (бренд «AURUS»), кухонная бытовая техника — «DiHouse» (бренд «RED»), холодильники – «ПОЗиС» (бренд «МИР»), ноутбуки «Ф-Плюс Мобайл» (бренд «F+ Flaptop»), телевизоры от SBER и др.

Среди угроз, стоит отметить: усложняющийся параллельный импорт, удорожание логистики и снижение реальных доходов населения.